В современном мире, насыщенном медиа и технологиями, сложно найти родителей, не заинтересованных в том, как все это влияет на их ребенка. И не будет ошибкой сказать, что управление временем, которое их чадо проводит в интернете, заботит каждого родителя без исключения.
Ограничивать или нет? А если да, то на каких основаниях? Отвечаем на вопрос, вооружившись рекомендациями Натана Фиска (Nathan Fisk), доцента кафедры кибербезопасности Университета Южной Флориды (University of South Florida) для The Conversation.
Время — важное, но не главное
По словам эксперта, идея «экранного времени» начала распространяться в 1999 году, когда Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics) предложила родителям избегать взаимодействия со смартфонами, планшетами, компьютерами и телевизорами детей до 2-х лет. И, в дополнение к этому, ограничить все перечисленное двумя часами в день для детей старше этого возраста, увеличивая время по мере взросления ребенка.
Несмотря на очевидную простоту рекомендаций, они вызвали шквал критики в научном сообществе. Основные претензии психологов, например, были связаны с тем, что все эти правила вырабатывались с учетом данных, полученных в закрытых лабораториях, свидетельствующих в большинстве своем о негативной связи между благополучием ребенка и использованием им гаджетов. Однако исследования не учитывают, что реальная жизнь намного сложнее.
Так, исследования показывают, что существует связь между «экранным временем» и ожирением в детском и подростковом возрасте. Но проблема здесь не обязательно во времени, проведенном у телевизора. Вероятность того, что низкая физическая активность заставляет детей проводить больше времени перед экраном и, как следствие, приобретать склонность к ожирению, так же велика.
Почему «экранное время» больше не актуально
По мере того, как изменились наши представления об информации и коммуникациях, а сами взрослые стали проводить больше времени в интернете, идея «экранного времени» изжила себя. В мире все больше образовательных средств массовой информации — как для детей, так и для взрослых — от которых нет смысла отказываться. И дети тоже выходят в интернет, чтобы пообщаться с друзьями, узнать о событиях и найти интересную информацию (в том числе, связанную с учебой), как и их родители.
«С каждым поколением дети все реже выходят на улицу без родителей. И с уменьшением количества частных мест, где дети предоставлены сами себе, не нужно удивляться, что они обращаются к социальным сетям, чтобы пообщаться. И, конечно, расстраиваются, когда мы их останавливаем», — говорит Натан Фиск.
Что делать родителям
Логичный вопрос: что должны делать родители? Во-первых, отказаться от ограничения времени, проведенного ребенком в интернете, и сосредоточиться на содержании и контексте. Есть разница между несколькими часами общения в чате с друзьями и теми же несколькими часами, но проведенными в сомнительных группах суицидальной направленности.
Во-вторых, задавать себе реальные вопросы, касающиеся благополучия детей, независимо от их присутствия в интернете. Если ребенок отлично ладит со сверстниками, хорошо учится и адекватно ведет себя со взрослыми, вероятно, нет необходимости применять по отношению к нему жесткие ограничения. А если нет, то лучше не спешить с выводами о «технологических пороках», но поговорить с ребенком. Решение проблемы отключением интернета без понимания сути проблемы может лишь усугубить ситуацию.
И наконец, родители должны помнить, что не существует замены добрым и доверительным отношениям между ребенком и родителем. Если вам удастся стать своему ребенку другом, то даже негативный онлайн-опыт может стать положительным обучающим опытом. И этот пункт, пожалуй, важнее прочих.
Комментарии читателей