В одном из свежих интервью актер Павел Майков назвал «Бригаду» преступлением против России — и это вызвало справедливое негодование у поклонников сериала. Не будем скрывать, у автора этого материала тоже. Просто потому, что связывать рост преступности с одной из лучших криминальных саг отечественного производства довольно глупо, и куда более сильное значение в этом смысле имеют общественные настроения, завязанные на уровне жизни и состоянии экономики.
Но пока в сети спорят о том, почему Пчела больше не хочет быть «с первого класса вместе» — хайпа ради или по другой субъективной причине — подростки все больше интересуется АУЕ-движением, вступая в социальных сетях в группы соответствующей тематики и примеряя на себя (к счастью, пока лишь с помощью гелевой ручки) воровские звезды. Почему они проявляют повышенный интерес к тому, от чего, казалось бы, любой разумный человек старается держаться подальше? Все дело, объясняют эксперты, в особом строении мозга подростка.
«Подростковый мозг похож на автомобиль с хорошим двигателем, но слабым тормозом, — говорит ABC News Лоуренс Штайнберг (Laurence Steinberg), профессор психологии из Университета Темпл (Temple University). — При мощных импульсах, находящихся под слабым контролем, наиболее вероятным результатом становится сбой». Это заявление вполне соответствует результатам последних исследований, которые говорят о том, что в подростковом возрасте мозг человека все еще находится в стадии созревания, а окончательно способность к рассуждению и формированию суждений закрепляется в нем к 20-25 годам.
Дэвид Фасслер (David Fassler), профессор психиатрии из Университета Вермонта (University of Vermont), отмечает, что все это, разумеется, не освобождает подростков от ответственности за свои действия, но предлагает некоторые объяснения их «неадекватного» поведения. «Это также не говорит о том, что подростки не могут принимать рациональные и взвешенные решения или видеть разницу между чем-то правильным и чем-то неправильным. Однако если вы сталкиваетесь со стрессовым или эмоциональным подростковым поведением, то имейте в виду, что они чаще, чем взрослые, действуют импульсивно, инстинктивно, без полного анализа и понимания последствий».
Поэтому, в частности, воровская романтика кажется подросткам такой интересной. И в то время как мальчики мечтают «страдать за людское» (причем, желательно сидя дома за компьютером), девочки ищут себе «реального пацана» в группах АУЕ-знакомств, чтобы однажды стать «женами арестантов» (или, говоря проще, «ждулями»). По тем же причинам в подростковой среде крайне распространен буллинг, кибербуллинг, немотивированная агрессия и позиция «я против целого мира».
Что касается возможности совершения реальных преступлений теми, кто не вылезает из «бандитских» сообществ ВКонтакте, то волноваться об этом в большинстве случаев не стоит. В большинстве — но не во всех. Эксперты предупреждают, что с особой внимательностью нужно отнестись к подросткам 16-19 лет. По словам психологов, именно этот возраст считается самым опасным в отношении преступлений насильственного характера.
Хорошая новость, по словам Дэвида Фасслера, заключается в том, что агрессивный, склонный к насилию подросток совсем не обязательно станет жестоким взрослым. «Большая часть из них осознают свои ошибки, переходят на самоуправление», — говорит он. Это происходит еще и потому, что ряд активностей, зафиксированных в мозге подростков, изменяется с возрастом, снижая любые возможные риски в этом отношении.
Комментарии читателей