Чипсы, пицца, мороженое и картофель фри — все эти вещи входят в список самых «вызывающих привыкание» продуктов. И это кажется логичным, поскольку мы хорошо знаем, что еда, в которой много сахара, но мало клетчатки, приводит в действие центр удовольствия мозга, затрудняя прекращение приема пищи.
Но когда мы говорим, что определенные продукты «вызывают привыкание», действительно ли мы имеем дело с пищевой зависимостью? И можно ли вообще быть зависимым от еды?
Зависимость или нет
Вопрос, пишет Health.com, является спорным даже для экспертов в области питания. «Пищевая зависимость не всегда признается медицинскими работниками, но есть отдельные практикующие врачи, которые, исходя из своего взгляда на текущие исследования, считают, что эта концепция полезна», — говорит в комментарии изданию Чевез Тернер (Chevese Turner) из National Eating Disorder Association (США).
В отличие от алкоголизма или зависимости от наркотиков, пищевую зависимость не получится найти в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам. И лечение ее методами, которые используются для избавления от других зависимостей, может быть даже опасно.
Эксперты по расстройствам пищевого поведения, в частности, обеспокоены тем, что план лечения, который предусматривает, что пищевые «наркоманы» должны воздерживаться от определенных продуктов, может способствовать нарушению нормальных отношений с едой. Кроме того, они говорят о том, что симптомы пищевой зависимости — постоянное стремление похудеть, привычка есть в одиночестве, социальная изоляция — выглядят несколько сомнительно.
Почему ее важно отличать от РПП
Очевидно, что наиболее близким к пищевой зависимости признанным расстройством является расстройство пищевого поведения. Но две эти вещи — не одно и то же.
«Пищевая зависимость определяется как крайняя озабоченность едой, которая обеспечивает интенсивное удовольствие за счет увеличения уровня дофамина. То же самое с мозгом делают наркотики, алкоголь, шопинг и азартные игры, — объясняет Тернер. — И в то время как люди с РПП могут употреблять в пищу «вызывающие зависимость» продукты, переедание — только часть поведения, связанного с расстройством».
И даже если пищевая зависимость действительно существует (хотя врачи пока не готовы говорить о ней как о реально существующей зависимости), определить, страдает пациент зависимостью от пищи или расстройством пищевого поведения, сможет только специалист. А ограничение питания, которое часто предлагается для лечения пищевой зависимости, в случае с РПП может только усугубить ситуацию. Так что, пожалуйста, будьте осторожны.
Молли
Я всю жизнь была убеждена в том, что у меня зависимость от сладкого – никак не могла отказаться от него полностью. А сейчас стала пить турбослим день-ночь для похудения и заметила, что моя зависимость прошла сама собой, уже полмесяца не ем сладости и не хочется. И вес хорошо уходит теперь, а то с шоколадками да с печеньем не сильно-то худелось) Так что, мне кажется, нет никакой зависимости от еды, просто надо найти способ контроля аппетита.