28 августа стало известно, что 19-летняя российская фигуристка и олимпийская чемпионка Юля Липницкая завершила карьеру. По словам ее матери Даниэлы Липницкой, девушка сообщила об этом Федерации фигурного катания еще в апреле, когда вернулась из Европы, где проходила курс лечения от анорексии. Однако сделать информацию достоянием общественности было решено только сейчас, что стало шоком для поклонников Юли, которые ждали сентябрьских прокатов и ни о чем не подозревали.
Впрочем, нельзя сказать, что совсем ни о чем. Самые преданные из фанатов заметили, что Юля набрала вес, в сравнении с данными, которые необходимы фигуристкам ее уровня, чтобы выйти на лед и представлять страну на международных соревнованиях. Бесконечные вопросы о беременности и куча «желтых» статей на тему привели в бешенство обычно сдержанную Липницкую.
«Нет у меня никаких беременностей, достали уже. Совесть поимейте. Мне что теперь, всю жизнь 37 кг весить, чтоб вас порадовать? Нахуделась уже, хватит», — написала Юля в своей фан-группе ВКонтакте.
Именно это «нахуделась уже» и заставило многих задуматься, а все ли в порядке со звездочкой фигурного катания, которая все реже стала появляться на публике. Безусловно, то, что случилось с Липницкой — не единичный случай. В большом спорте расстройства пищевого поведения почти также распространены, как в модельном бизнесе, но при том мы до сих пор знаем о них недостаточно.
Юлю в своем решении остается только поддержать и пожелать ей полноценного выздоровления. Для российского спорта она уже сделала больше, чем многие, но здоровье — и это правило работает даже при наличии тысячи «но» — всегда дороже денег. По мотивам громкой истории мы собрали пять мифов об анорексии, в которые продолжает верить большинство из нас.
Миф 1. Худоба — главный признак анорексии
На самом деле, человек может стать несвойственно худым по самым разным причинам. Вирусная инфекция, которая затрудняет прием пищи, хроническое заболевание, частый прием подавителей аппетита (в их числе — сигареты), интенсивные кардиотренировки и так далее. Между этими людьми и людьми с анорексией порой довольно сложно увидеть разницу. Вот некоторые из привычек, которые, по мнению экспертов Psychology Today, могут выдать пищевое расстройство:
- Большое количество одежды даже в теплые дни (анорексию часто сопровождает озноб и, как следствие, постоянное желание согреться);
- Чрезмерный интерес к еде, будь то рассматривание булочек через окно кондитерской или рецепты на сайте, посвященном кулинарии;
- Отстраненность от остального мира, в том числе от близких людей (включая нежелание принимать пищу в присутствии кого-либо);
- Отсутствие необходимого минимума энергии для нормальной жизнедеятельности, не говоря уже о занятиях спортом.
Миф 2. Люди с анорексией не чувствуют голода
Конечно, они хотели бы не ощущать голода, но они все еще люди, организмам которых требуется пища. Как говорят специалисты, для большинства больных анорексией голод — это «большой мучитель», который каждый раз проверяет тебя на прочность. Они утверждают, что не голодны, тогда как на самом деле отдали бы все за небольшой кусочек того, что вы им предлагаете.
Но они понимают — точнее, им кажется — что даже минимальное количество пищи отложится на боках и животе, а значит, важно сделать все, чтобы не допустить этого. Чувство голода и сопротивление ему играют центральную роль в иллюзии власти и контроля, вокруг которой вращается анорексия — так объясняют их поведенческие паттерны диетологи.
Миф 3. У людей с анорексией нет любимых блюд
Несмотря на то, что третий миф связан с предыдущим, это все-таки отдельная история. Люди с анорексией не любят есть так же, как не чувствуют голод. То есть, конечно, любят. И у них, что вытекает из уже сказанного, есть блюда, которые нравятся им больше других — только вот они не осмеливаются признаться себе, что еда доставляет им удовольствие. Поэтому процесс приема пищи превращается у них в отлаженный механизм, нарушение которого приравнивается к преступлению.
Каждое блюдо, которое отправляется в желудок, должно быть совершенным. Сервировка стола должна быть совершенной. И, конечно, совершенной — в смысле, не быстрой, но и не медленной — должна быть скорость, с которой кусочки отправляются в рот. В сознании человека с пищевым расстройством, если эти правила соблюдены, шанс поправиться сводится к нулю, в то время как нарушение границ (есть «слишком рано» или «слишком много») грозит килограммами, которые будут видны уже на следующий день. Хотя это, как все мы отлично знаем, невозможно.
Миф 4. Когда «анорексик» смотрит в зеркало, он видит жир
Анорексия — это не телесная дисморфия, хотя две эти вещи способны пересекаться. Когда «анорексик» смотрит в зеркало, он, поверьте, видит ребра, обтянутые кожей, видит каждый горбик на своем позвоночнике и замечает, что его локти толще, чем руки, а его грудь, если мы говорим о девушке, похожа на два комариных укуса. Проблема здесь в том, что это его не заботит. Он стремится к совершенству в своем ограниченном понимании, фокусируясь на мелочах. Например, хочет с легкостью обхватывать запястье. Или отчаянно желает, чтобы «дыра» меду ногами-палочками стала в два раза больше, чем сейчас.
Анорексия, отмечают психологи, заставляет смотреть на тело избирательно, так что о здоровом балансе и гармоничной фигуре не может быть и речи. Но именно терапия, которая позволяет больному взглянуть на свое тело целиком, способна стать наиболее эффективным средством помощи.
Миф 5. Похудеть — цель каждого больного анорексией
Худоба при анорексии является результатом тотального контроля и своего рода демонстрацией силы воли. Ощущение, что хотя бы одну из сфер жизни ты держишь в собственных руках, в то время как все остальное катится под откос, позволяет больным анорексией твердо стоять на ногах, насколько это вообще возможно в данной ситуации. На самом же деле конечной целью всегда становится сам по себе контроль, который вместе со стремлением к искаженным идеалам загоняет человека в тюрьму из собственных страхов и душит до тех пор, пока он не решится обратиться за помощью.
Комментарии читателей