В Японии здоровью и питанию уделяют особое внимание. Многие исследователи считают, что главный рецепт активного долголетия в еде, кто-то говорит, что все дело в личной ответственности. Директор центра обучения и инноваций Национального центра гериатрии и геронтологии (Япония) Хидетоши Эндо рассказал редакции Вести. Медицина о том, как японцам удалось достичь высоких показателей продолжительности жизни, и почему действительно важно то, что мы едим.
Фото: Эндо Хидетоши
Доктор Эндо, долголетие японцев, о котором знают все – стечение обстоятельств или планомерная работа с системой здравоохранения?
На мой взгляд, это следствие влияния очень многих сложившихся факторов. Первое – это профилактика заболеваний, которая проводится на уровне государства. Это и просветительская работа, и информирование населения о заболеваниях. Второй компонент – это еда, и третий – сама японская культура. Это все наслаивается друг на друга, и шаг за шагом японцы пришли к тому результату, который сейчас. веЭто с одной стороны.
С другой стороны, существует непосредственно желание каждого человека быть здоровым и осознание того, что ему нужно делать для этого. Влияние всех этих компонентов дает долголетие. Это моя точка зрения. Некоторые специалисты, например, считают, что секрет долголетия находится в традиционной японской кухне. Другие уверены, что все кроется в правильном образовании по поводу здоровья и информированности.
Получается, что можно достичь таких результатов без участия государства?
В чем заключается вообще роль государства, это, прежде всего, предоставление страховки. Раньше медицинская страховка в Японии была полностью бесплатной. Сейчас 90% оплачивает государство, 10% – сами японцы. Это первое, что должно быть.
Второе – это бесплатное обучение и информирование население. Этим тоже должно заниматься государство. Благодаря просветительской работе сейчас все в Японии беспокоятся по поводу железа в крови, соли, следят за давлением, беспокоятся о том, чтобы не заболеть диабетом.
В последнее время резко увеличился процент больных раком, поэтому по всей стране было открыто множество специализированных центров. Это тоже делалось на деньги государства. То же самое касается профилактики инсульта. Центры, которые специализируются на этих заболеваниях, тоже строятся на государственные средства. Задача государства – создание необходимой инфраструктуры.
Японцы едят много соли, что может быть фактором, вызывающим проблемы со здоровьем. Ведутся ли в стране работы по снижению количества потребления соли?
На самом деле сейчас японцы едят не больше соли, чем у вас, в России (смеется). В целом потребление соли в Японии зависит от конкретного региона. В северных регионах, на Хоккайдо, например, едят больше всего соли. Раньше в этих районах делали блюда, чтобы они долго хранились. Сейчас, поскольку в каждом доме есть холодильник, исчезла потребность долговременного хранения продуктов. Поэтому японцы перестали есть соль в большом количестве. В зависимости от региона в сутки потребляются 12-14 г соли. Сейчас это потребление целенаправленно уменьшается, и уже составляет в среднем 10 г в сутки. Произошло это, потому что все вокруг говорят, что соль – это плохо для здоровья, ее потребление приводит к повышенному давлению. Идет большая информационная программа со стороны государства, в том числе.
Как государство это делает?
Государство проводит обучение людей, которые занимаются питанием и здоровьем. На уровне местных администраций нанимается специальный консультант по здоровью и питанию, он проводит беседы с местным населением. В качестве примера приведу горную префектуру Нагано, которая находится в центре Японии и известна самыми дорогими горнолыжными курортами. Что сделали в Нагано? Там консультант по здоровью приходил в каждый дом и объяснял, как нужно готовить пищу, чтобы уменьшить уровень соли. И если до того, как проводились эти разъяснительные беседы, уровень продолжительности жизни в Нагано был одним из самых низких в Японии, то сейчас, наоборот, он самый высокий.
Если в России внедрить такую же модель работы – проводить информационную компанию или сделать школу в каждом районе по правильному приготовлению еды, например, то это я уверен, что это приведет к уменьшению инсультов и людей с гипертонией.
В Японии изначально создали несколько моделей. Потом те, которые сработали, государство поддержало и тиражировало. В России это тоже возможно.
Что можете сказать об Окинаве – месте, где живет чуть ли не самое большое количество долгожителей?
Сейчас это уже не так. И Окинава — это как раз обратный пример Нагано, который называют еще «кризисом Окинавы». 25 лет назад жители этого самого южного острова Японии действительно имели самую высокую продолжительность жизни. Но из-за сильной американизации (местные жители стали курить, есть гамбургеры, и делать все то, что делают обычные американцы) резко снизилось продолжительность жизни у мужчин. Теперь по продолжительности жизни среди мужчин Окинава скатилась с первого места на тридцатое. А префектура Нагано, наоборот, заняла первое место. Получается, что главный рецепт долголетия – это еда.
Как Япония передает свой опыт другим странам? Весь ли опыт можно передать или что-то возможно лишь в ваше стране?
Конечно, можно. Мы этим и занимаемся. Сейчас я приехал в Россию, чтобы поделиться своим опытом. Россия и Япония стараются все больше улучшить свои межгосударственные отношения. И я по заданию министерства здравоохранения Японии приехал сюда и делюсь опытом. Также недавно я приезжал делиться опытом в Таиланд. Япония очень маленькая страна, и она не сможет выжить без кооперации с такими странами, как Россия, Корея, Китай.
Хотя простые обыватели в Японии боятся Россию и ее жителей (смеется). Но, побывав здесь, меняют свое представление и понимают, что люди в России хорошие. Поэтому нам нужно увеличивать количество обменов между нашими странами.
Какие российко-японские проекты в области здравоохранения уже находятся в работе?
У нас несколько групп взаимодействия. Я, например, вхожу в группу по проблемам гериатрии, здесь идет обмен опытом. Есть группа, которая занимается вопросами крови – гематологии, здесь тоже идет сотрудничество. Есть специалисты, которые занимаются совместными лабораторными исследованиями. Есть специалисты, которые занимаются детской онкологией, уже два года они проводят совместные исследования и обмены.
Можно ли сказать, что российско-японское сотрудничество сегодня нарастает?
Да, это так. Взаимодействие усиливается и улучшается. Но мы все приезжаем в Россию исключительно по японскому бюджету, и следовательно, сотрудничество охватывает определенные программы, которые финансирует бюджет. Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем углубилось сотрудничество и между организациями, и на межличностном уровне.
Massha
Очень правильные вещи описывает. Все зависит только от нас самих, и те кто хотят жить долго на лавочке штаны не просиживают, а действуют. Мы с подругой, только сейчас жить начинаем) По вечерам обязательно скандинавская ходьба, едим больше овощей и круп, пьем эваларовскую антиоксидантную формулу курсами. Косметические процедуры возрастные, очень понравилось обтирание лица льдом, дочка недавно комплимент сделала.